Правовые аспекты мониторинга леса

Права пользователей системы «Лесной Дозор» на осуществление фото- и видеосъемки на территории России 

В процессе осуществления мероприятий по охране окружающей среды в целях осуществления мониторинга леса и раннего обнаружения лесных пожаров с использованием системы «Лесной Дозор» заказчики или пользователи системы могут столкнуться с рядом вопросов юридического характера при реализации права на осуществление фото- и видеосъёмки различных природных и инфраструктурных объектов на территории Российской Федерации, что в конечном итоге может стать причиной, препятствующей осуществлению поиска, получения, передачи, производству и распространению информации, необходимой для мониторинга окружающей среды, в частности лесов РФ.

 

Интерфейс программы Лесной ДозорИнформация, в соответствии с Федеральным законом № 149-ФЗ от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», — это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. В данном конкретном случае под информацией понимается фото- или видеоматериалы, содержащие сведения о природных объектах (лесах РФ), получаемые системой в автоматизированном или ручном режиме в процессе сбора информации с помощью используемых заказчиком средств наблюдения, которыми могут быть цифровые или аналоговые видеокамеры, тепловизоры, иные подобные устройства.

 

Поскольку система «Лесной Дозор» относится к классу систем наземного мониторинга леса, то средства обнаружения, используемые в системе, в целях охвата максимальной площади участка леса, подлежащего мониторингу, необходимо размещать на высотных сооружениях (вышках провайдеров связи, вышках мобильной связи, телевизионных вышках, вышках освещения и связи). В результате этого в поле зрения средства наблюдения могут попасть не только природные объекты (леса), но и природно-антропогенные, антропогенные объекты.

 

Таким образом, нецелевыми потенциальными объектами, зафиксированными средством наблюдения системы Лесной Дозор, могут быть:

 

• объекты, принадлежащие Министерству обороны (военные, испытательные полигоны, и пр.);

• объекты, принадлежащие уголовно-исправительной системе;

• частные территории и строения;

• объекты и инфраструктура железной дороги (железнодорожные мосты, развязки, путепроводы и пр.);

• граница РФ и приграничные территории;

• местные жители и иные лица, временно или постоянно проживающие и/или находящиеся в зоне мониторинга леса.

 

Данные объекты не являются целевыми объектами фото- и видеосъемки и не представляют интереса при использовании системы «Лесной Дозор», поскольку могут только в некоторой степени затруднить процесс мониторинга леса (оказать влияние на время мониторинга). Но, несмотря на это, заказчики и пользователи системы могут столкнуться с ограничением или запретом осуществления фото- и видеосъемки тех или иных объектов или какой-либо местности, что в свою очередь вносит некоторые неопределенности в вопросы правового регулирования отношений по охране окружающей среды и может затруднить процесс реализации системы на территории заказчика в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций, вызванных лесными пожарами. В связи с этим считаем, что вопросы реализации права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации требуют более детального изучения.

 

Конституция РФ

 

Видеоохват камеры в составе системы Лесной Дозор

Конституцией РФ закреплено право каждого гражданина свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, при этом перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

 


Конституция Российской Федерации является высшим законодательным актом и имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

 

Права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией, могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

 

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

 

Кроме Конституции РФ, существует Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», который более детально регулирует правоотношения при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации и обеспечении защиты информации.

 

В процессе работы системы «Лесной Дозор» осуществляется сбор фото- и видеоинформации об определенной территории (участка) леса с целью дальнейшего анализа информации и определения потенциально опасных объектов – лесных пожаров. Собранная системой информация, предоставляется пользователям системы по их запросу, при этом доступ к такой информации имеет только ограниченный круг лиц, которыми являются уполномоченные сотрудники заказчика (пользователи). Таким образом, распространения информации (действия, направленного на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц) не происходит.

 

Законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию и информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

 

Статья 7 закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяет, что относится к общедоступной информации – это общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.

 

Сведения о лесах РФ, используемые в системе «Лесной Дозор», относятся к общедоступной информации, таким образом, поиск, получение, передача, производство и распространение данной информации не нарушает прав каких либо лиц.

 

Итак, это основные нормативные акты, регулирующие вопросы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации и как видно каких либо ограничений они не устанавливают, а лишь отсылают к иным федеральным законом, которыми могут быть наложены ограничения на доступ к информации либо возможность ее получения. В связи с этим рассматривать и анализировать нужно каждый конкретный случай.


Гражданский кодекс РФ

 

Программа Лесной ДозорГражданским кодеком регулируются право собственности, где сказано, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

 

Часто можно видеть, когда собственник имущества устанавливает запрет на фото- и видеосъемку, мотивируя его тем, что он по своему усмотрению вправе определять порядок пользования имуществом. Но подобные запреты, с точки зрения гражданского кодекса, не являются правомерными.

 

Под владением в юридической литературе понимается фактическое обладание вещью (имуществом), создающее для обладателя возможность непосредственного воздействия на нее, господство лица над вещью. Вещью же признается осязаемый, материальный предмет, представляющий имущественную ценность (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь" (ИНФРА-М, 2006)). Таким образом, получение информации о вещи и ее внешних признаках без непосредственного физического воздействия не нее не нарушает прав владения собственника этой вещью.

 

Под пользованием понимается употребление, применение, использование вещей в соответствии с их предназначением. Право пользования означает, что пользователь получил от владельца или распорядителя вещи, объекта право на его использование в течение определенного периода и на условиях, установленных собственником-распорядителем или собственником-владельцем (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь" (ИНФРА-М, 2006)). И в этом случае сбор и получение информации о вещи или ее внешних признаках не является употреблением, применением или использованием вещи в соответствии с ее предназначением.

 

В гражданском кодексе содержится единственная статья, охраняющая изображение, но она относится исключительно к изображению гражданина - ст. 152.1 «Охрана изображения гражданина», в которой сказано, что обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. Но такое согласие не требуется в случаях, когда:

 

1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах, а использование фото- и видеосъемки, а также фото- и видеоматериалов, полученных системой «Лесной Дозор» осуществляется именно в интересах общества и государства, целью которых является сохранение благоприятной окружающей среды;

 

2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования. Леса РФ в настоящее время являются местами открытыми для свободного посещения, за исключением случаев введения режима чрезвычайной ситуации (при введении режима чрезвычайной ситуации посещение лесов запрещено).


Федеральный закон «О государственной тайне»

 

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

 

Подробный перечень сведений, составляющих государственную тайну и органы и организации, наделенные полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенным к государственной тайне, приведен в Указе Президента РФ от 24.01.1998 N 61 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» и Указе Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне». Кроме того, седьмая статья Закона содержит перечень сведений, которые не могут засекречиваться.

 

Как видно из приведенных выше указов Президента РФ, перечисленные сведения по умолчанию не являются сведениями, составляющими государственную тайну, они носят ориентирующий характер для наделенных соответствующими полномочиями органов, таким образом, вопрос по засекречиванию конкретных сведений и отнесения их к государственной тайне решается такими органами отдельно по каждому случаю.

 

Пунктом 2 Указа Президента РФ от 24.01.1998 N 61 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» введено понятие «режимного объекта», под которым понимаются военные и специальные объекты, воинские части, предприятия, организации, учреждения, для функционирования которых установлены дополнительные меры безопасности.

 

Как правило, основными задачами мер безопасности на режимных объектах является обеспечение:

1. конфиденциальности информации, находящейся внутри режимного объекта;

2. управления доступом субъектов, находящейся внутри режимного объекта;

3. иные подобные меры.

 

Указанные задачи могут быть решены только в рамках конкретного режимного объекта в зависимости от его специфики, соответственно меры безопасности отдельно взятого режимного объекта должны содержаться в специальных локальных нормативно-правовых актах подлежащих применению исключительно на территории данного режимного объекта. В этих актах могут содержаться определенные ограничения, в том числе на порядок осуществления фото- и видеосъёмки, однако, они действует только на территории самого объекта, снимать его снаружи «режимом» запретить нельзя.

 

Федеральный закон «О противодействии терроризму»

 

 

Интерфейс программы Лесной Дозор

В статье 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» упоминается информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта. На основании данного определения могут быть введены ограничения или запреты на фото- и видеосъемку, что также не является правомерным действием.

 

Данным законом установлено, что в целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства по решению должностного лица, принявшего в соответствии с частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона решение о проведении контртеррористической операции, в пределах территории ее проведения может вводиться правовой режим контртеррористической операции на период ее проведения.

 

Решение о введении правового режима контртеррористической операции (включая определение территории (перечня объектов), в пределах которой (на которых) такой режим вводится, и перечня применяемых мер и временных ограничений) и решение об отмене правового режима контртеррористической операции подлежат незамедлительному обнародованию.

 

На территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, на период проведения контртеррористической операции допускается применение следующих мер и временных ограничений:

 

• ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов;

• приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи и средств связи.

 

Таким образом, в законе не упоминается про ограничение фото- и видеосъемки. Однако применительно к системе «Лесной Дозор», поскольку передача информации, получаемой со средства наблюдения в форме фото- или видеоматериалов, осуществляется по каналам связи (сети Интернет или иным способом), в случае введения режима контртеррористической операции осуществление системой фото- и видеосъемки может быть ограничено.

 

Федеральный закон «О транспортной безопасности»

 

Целями Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Одна из основных задач — это определение угроз совершения актов незаконного вмешательства, где под актом незаконного вмешательства понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

 

Осуществление фото- и видеосъемки к актам незаконного вмешательства не относится, поскольку угроз безопасности транспортному комплексу своими действиями не наносит, таким образом, запрет отсутствует.

 

Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»

 

Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» также никаких ограничений на фотосъемку не содержит.

 

Запрет на съемку железнодорожных объектов содержится в Положении о проведении теле-, видео-, кино- и фотосъемок на объектах инфраструктуры общего пользования, принадлежащих ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 18 июля 2008 года № 1513р. Однако, как видно из названия и содержания данного положения, оно относится к осуществлению теле-, видео-, кино- и фотосъемок непосредственно на объектах инфраструктуры ОАО «РЖД». Правила данного документа, поскольку он не является федеральным законом или введенным в действие на основании федерального закона, соответственно могут распространяться только для своих работников и поэтому нет никаких оснований заставлять выполнять этот документ посторонних лиц.

 

Данное положение применяется к посторонним лицам в совокупности с Федеральным законом «О транспортной безопасности» и только в том случае, когда фото- и видеосъемка производится непосредственно на территории железнодорожных объектов и создает помехи для нормального функционирования объектов железной дороги. Иных действующих запретов на осуществление фото- и видеосъемки на железнодорожных объектах на данный момент не существует.

 

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации

 

В части 5 статьи Статья 24 (Посещение учреждений и органов, исполняющих наказания), а также в «Правилах внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» установлен запрет на кино-, фото- и видеосъемку объектов, обеспечивающих безопасность и охрану осужденных, осуществляется с разрешения в письменной форме администрацией учреждения или органа, исполняющего наказания. Но данная норма распространяется на всех лиц, посещающих учреждения, исполняющие наказания и действует только на внутренней территории, т.е. запрет на фото- и видеосъёмку вне территории учреждений и органов, исполняющих наказания отсутствует.

 

Приказ ФСБ России от 15.10.2012 N 515 "Об утверждении Правил пограничного режима"

 

В данном документе содержится ограничение на фото- и видеосъемку лицам (в том числе и юридическим лицам), находящимся в пределах пятикилометровой полосы местности, на островах, а также до рубежа инженерно-технических сооружений в случаях, если он расположен за пределами пятикилометровой полосы местности.

 

Запрещается без разрешения начальника пограничного органа осуществлять фото- и видеосъемку пограничных нарядов, пограничных знаков, инженерно-технических сооружений, других объектов пограничных органов, а также фото- и видеосъемку территории сопредельного государства. При этом запрета осуществлять фото- и видеосъёмку объектов, не относящихся к пограничным (в нашем случае - участкам леса), нет, за исключением территории сопредельного государства. В данном случае во избежание недоразумений мы рекомендуем уведомить начальника пограничного органа и получить соответствующее разрешение.

 

Стоит отметить, что таможенные объекты не являются приграничной территорией. Как правило, они располагаются на значительном удалении от нее и на них данные правила не распространяются.

 

Выводы

 

Подводя итог всему вышесказанному, запретов (за исключением запрета, установленного Приказом ФСБ России от 15.10.2012 N 515 «Об утверждении Правил пограничного режима») на осуществление фото- и видеосъемки, производимой с использованием системы «Лесной Дозор», на данный момент не существует. Существуют некоторые нормативные акты, содержащие запрет на съемку, регламентирующие пропускной режим на территориях государственных учреждений. С учетом того, что ограничения на доступ к информации могут устанавливаться только федеральным законом, не совсем понятен статус и законность некоторых из перечисленных нормативных актов. Законными могут быть только те из них, которые были приняты для охраны государственной тайны и устанавливают внутриобъектовый и пропускной режим на объектах, но не за их пределами.

 

Необходимо отметить, что в самой системе «Лесной Дозор» имеется два режима осуществления фото- и видеосъемки:

 

• автоматизированный – режим фото- и видеосъемки, при котором Пользователь осуществляет настройку маршрутов съемки, после чего сама же фото- и видеосъемка осуществляется в автоматическом режиме без непосредственного участия Пользователя;

• ручной - режим фото- и видеосъемки, при котором Пользователь самостоятельно осуществляет фото- и видеосъемку.

 

Учитывая человеческий фактор, в целях минимизации возможной административной или иной ответственности юридического лица Заказчика, в рамках которой осуществляется использование системы «Лесной Дозор», мы рекомендуем разработать и принять внутренний локальный нормативно-правовой акт, в котором будет определены цели и задачи мониторинга леса и дистанционного обнаружения лесных пожаров, а также составлен перечень и порядок действий Пользователей, осуществляющих работу с системой «Лесной Дозор».

 

Для предоставления юридической консультации или в случае возникновения спорной ситуации в отношении прав на осуществление фото- и видеосъемки просим направлять запрос с подробным описанием проблемы по адресу Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. с пометкой «для юридического отдела». Наши специалисты в кратчайшие сроки предоставят необходимую Вам информацию.

 

© Александр Середа, 2013